Результаты освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального образования, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
ИЗ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2019г
Элементарная учебная деятельность
- Формирование адаптации и привычки к регламентированной активности, нормам поведения с помощью саморегуляции в условиях организованной деятельности.
- Знакомство со способами решения задач (способ пробы и ошибки, репродуктивный, обобщенный способ решения группы задач), различными типами ориентировки в материале (показ образца и способа, только образца).
- Организация самостоятельной поисковой активности, ориентировочной деятельности, интерактивного взаимодействия.
- Формирование познавательных мотивов деятельности, познавательных интересов, первоначальных навыков понимания и осознания учебной информации, решения задач в уме.
- Развитие высших чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Образовательная область «Элементарные математические представления»
Цель: содействие познавательному развитию воспитанников посредством освоения элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Задачи:
развивать: произвольность, преднамеренность, целенаправленность всех психических процессов; познавательные интересы, мотивы, активное познавательное отношение к окружающему; любознательность; сенсорные, логические, исследовательские и математические способы познания; глазомер; чувство времени; способствовать проявлению предпосылок математических способностей; интеллектуально-творческие способности личности воспитанника;
формировать представления: о количественных отношениях между временными отрезками (дни недели и неделя, недели и месяц, поры года, месяцы и пора года, месяцы и год); четырехугольниках; величине; умение сравнивать, группировать и классифицировать предметы по 1–3 признакам; основы культуры познания (осознание цели познания; использование способов и средств познания, адекватных цели);
обучать способам: образования чисел в пределах 10, определения связей и отношений между смежными числами, состава числа из единиц (в пределах 5) и двух меньших чисел (в пределах 10); узнавания и использования цифр и некоторых математических знаков («<», «=», «>»); измерения величины с помощью условной мерки; переноса ориентировки в трехмерном пространстве окружающего мира на ориентировку в двухмерном пространстве листа бумаги и наоборот (построение простейших планов, схем); различения дней недели, месяцев года, определения их последовательности и чередования; смены суток;
воспитывать: интерес к содержанию и процессу познания, эмоциональное отношение к нему, культуру рассуждений; проявление усилий, волевой регуляции процесса познания, терпеливости, аккуратности; интеллектуальные чувства; чувство уверенности в себе, комфортности в окружающем мире.
Количество и счет
Формировать представления: о (об) способах образования чисел (в пределах 10); составе числа из единиц (в пределах 5), из двух меньших чисел (в пределах 10); структуре и образе цифры, математических знаках «>», «<», «=»; отношениях между частью и целым; умение устанавливать связи и отношения между смежными числами (в пределах 10);
Величина. Знакомить с целью и правилами измерительной деятельности.
Формировать: понятие «мерка»; умение измерять величины линейных протяженностей, объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной мерки.
Развивать: умение строить сериационные (упорядоченные) ряды из 5–10 элементов, определять отношения по величине между предметами, графически их показывать (соединять линиями со стрелками изображения по порядку); обозначать словами размерные отношения по одному-двум параметрам величины одновременно между элементами ряда в возрастающем и убывающем порядке; способность сравнивать, различать предметы или их изображения по одному-двум признакам величины одновременно практическими приемами наложения, приложения, с помощью предмета-посредника и с помощью глазомера.
Геометрические фигуры и форма предметов
Формировать представление: о разновидностях плоских и объемных геометрических фигур; четырехугольнике.
Формировать (развивать) умения: осуществлять различные действия с плоскими и объемными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр, конус и др.): рассматривание, узнавание, нахождение среди других, показ, называние (например, Назовите геометрическую фигуру, на которую похожа форма елки (барабана, глобуса и др.)), сравнение, группировка и классификация по 1–3 признакам (по цвету, форме и величине одновременно); определять форму предметов и их изображений, обозначать их с помощью называния геометрической фигуры, на которую она похожа.
Пространство
Формировать (развивать) умения: определять и показывать на плоскости листа бумаги линиями и стрелками пространственные направления «от ... к ...»; определять последовательность расположения объектов друг за другом слева направо и справа налево; переносить ориентировку в окружающем пространстве на лист бумаги, создавая простейшие планы, схемы, и наоборот, двигаясь согласно простым планам, находя место предмета по схеме; определять положения изображений на листе бумаги, опираясь на следующие ориентиры: центр, правый и левый верхние углы, правый и левый нижние углы, середина верхней, нижней, правой и левой сторон; ориентироваться в окружающей обстановке в направлении от других объектов; двигаться в заданном направлении.
Время
Формировать представления: о днях недели, их последовательности и включенности во временной отрезок «неделя»; месяцах года, их последовательности и включенности во временные отрезки «пора (время) года», «год»; количественных отношениях между временными отрезками: дни недели и неделя, недели и месяц, поры года, месяцы и пора года, месяцы и год;
Развивать умение определять и объяснять временную последовательность смены суток («вчера», «сегодня», «завтра»), событий «сначала – потом», «было – есть – будет», «раньше – позже»; показывать при помощи стрелки последовательность событий.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Образовательная область "Развитие речи и культуры речевого общения"
Цель: развитие потребности в общении, коммуникативной функции речи.
Задачи: развивать: активное речевое общение в совместных играх, других видах деятельности; словесное творчество; формировать: элементарное осознание языковой и речевой действительности; умения связной, грамматически правильной и чистой диалогической и монологической речи; воспитывать: ценностное отношение к богатству белорусского и русского языков, желание говорить правильно, культуру речевого общения.
Речевое общение
Развивать умения: различать формы речевого этикета при приветствии, прощании, знакомстве, обращении с просьбой, при выражении благодарности; самостоятельно использовать освоенные речевые формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми: задавать вопросы, интересоваться мнением других, расспрашивать о деятельности и событиях их жизни, проявлять интерес к речи как особому объекту познания; выполнять основные правила речевого этикета при приветствии, прощании, знакомстве, обращении с просьбой, при выражении благодарности; обсуждать проблемы взаимоотношений, давать аргументированные оценки поступкам людей.
Словарь
Формировать (развивать) умения: самостоятельно использовать в речи слова, обозначающие названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения; подбирать слова, обозначающие свойства, качества, признаки предметов (хрупкий, прозрачный, бесцветный, звонкий), а также материал, из которого они сделаны (дерево, пластмасса, стекло, металл, ткань и т.п.); образовывать видовые и родовые понятия (посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, постельные принадлежности, транспорт, домашние животные, дикие животные, овощи, фрукты); осуществлять их дифференциацию (тарелка глубокая и мелкая; транспорт – наземный, подземный, воздушный, водный; одежда – зимняя, летняя, демисезонная; посуда – кухонная, столовая, чайная); отражать в речи представления о значении (смысле) слова (шепотом – тихо говорить, на цыпочках – тихо идти), необходимости в разговоре употреблять слова в соответствии с их значением; понимать некоторые отношения между словами: антонимии (свежий хлеб – черствый хлеб; свежая рубашка – грязная, мятая рубашка), синонимии (свежий хлеб – мягкий, теплый хлеб; свежая рубашка – чистая рубашка), многозначности (острый нож, острый язык, острая горчица); проявлять интерес к значению слова, особенно мотивированного (вьюнок – вьется, голубика – голубая, гвоздика похожа на гвоздик); понимать доступные фразеологизмы (спустя рукава, из пустого в порожнее); образные выражения в загадках; различать похожие по смыслу слова (синонимы), противоположные по смыслу (антонимы), оттенки значений слов, многозначные слова.
Грамматический строй речи
Формировать умения: изменять слова различных частей речи, согласовывать их между собой; образовывать формы сравнительной степени прилагательных (тихий – тише, красивый – красивее); изменять значения слов с помощью суффиксов (слон – слоник, красный – красноватый, злой – злющий); использовать в речи трудные грамматические формы: несклоняемые имена существительные (радио, кофе, кенгуру); слова, имеющие только множественное число или только единственное (ножницы, очки, небо), имена существительные в форме родительного падежа, множественного числа (носков, чулок, ботинок, тапочек); глаголы (одеть, надеть); образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов; имена существительные, имена прилагательные, глаголы, используя суффиксы (учитель, строитель, спасатель; солонка, масленка), приставки (забежал, перебежал, убежал; подснежник, подосиновик); сложные слова из двух простых (белый лоб – белолобый); выбирать словообразовательные пары (учит, книга, ручка, учитель); подбирать однокоренные слова (снег, снежинка, снеговик); использовать разные слова и их формы для называния одних и тех же объектов (заяц – зайчик, заинька, попрыгун, длинноухий); использовать в речи различные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные, с прямой речью), употреблять синонимические синтаксические конструкции (В корзинке лежит резиновый мяч. В корзинке лежит мяч из резины. Я вижу резиновый мяч в корзине); различать однокоренные слова (дождь, дождинка, дождик, дождевик). Воспитывать у детей осмысленное отношение к грамматической правильности речи, стремление говорить правильно.
Звуковая культура речи
Формировать: интерес к звучащему слову (игры со звуками и рифмами, вопросы о звучании и значении слов, толковании их смысла); элементарному осознанию особенностей своего произношения, оценке своей речи и ее совершенствованию. представление о слоговом строении слова, словесном составе предложения.
Формировать (развивать) умения: использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, логическую паузу и логическое ударение; чисто и правильно произносить все звуки родного языка; дифференцировать на слух и в произношении близкие в акустическом и артикуляционном отношении согласные звуки (свистящие, сонорные, шипящие: [с] – [с’], [з] – [з’], [с] – [ш], [з] – [ж], [л] – [р], [л’] – [р’]; твердые и мягкие: [р] – [р’], [л] – [л’], [с] – [с’] и т.д.; звонкие и глухие: [д] – [т], [б] – [п] и т.д.); подбирать слова с заданным звуком, близкие по звучанию слова; различать, сравнивать, анализировать: громкость голоса, темп речи, интонацию; простые трехзвуковые слова, определяя место звука в слове; гласные и согласные звуки.
Связная речь
Формировать (развивать) умения: самостоятельно инициировать общение, вести разговор, ориентируясь на его задачу, внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос и кратко или распространенно отвечать на него; связно и последовательно пересказывать литературные произведения (сказки, рассказы), используя форму прямой и косвенной речи, выразительно передавать диалоги действующих лиц, пересказывать произведения по ролям, по частям; определять и воспроизводить логику описательного рассказа по игрушке, предметной и сюжетной картинке; в описаниях предметов, явлений природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов и объектов, использовать имена прилагательные и наречия; сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, серии картин; строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования: экспозиция, завязка, развитие событий и кульминация, развязка; в повествовании отражать жанровые особенности произведения (сказка или рассказ); использовать элементы речи-доказательства, объяснительной речи в процессе свободного общения, совместных игр; создавать разнообразные виды творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по аналогии, по плану воспитателя дошкольного образования, по модели.
Образовательная область «Подготовка к обучению грамоте»
Цель: формирование у детей первоначальных лингвистических представлений: широкая ориентировка в языковой действительности, элементарное понимание строения и некоторых закономерностей родного языка; воспитание интереса к языку и речи как явлениям действительности.
Задачи: развивать: ориентировку в языковой действительности; способности к речевой деятельности; фонематический слух; формировать: представление о слове как языковой единице, о слоговом строении слова; умение осуществлять звуковой анализ слов (интонационно выделять звуки в слове, составлять схемы звукового анализа слова); сравнивать звуки в похоже звучащих словах; графические умения (готовить руку дошкольника к письму); воспитывать интерес к языку и речи как явлениям действительности.
Слово, его значение. Формировать представление о том, что слово имеет значение (смысл); интерес к значению слова.
Словесный анализ предложения Формировать: представление о предложении: предложение состоит из слов; умение с помощью взрослого и самостоятельно членить на слова предложения из двух-трех слов, определять последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданными словами и заданным количеством слов.
Слоговой анализ слова Формировать: представление о слоге как части слова; умение делить слово на слоги, определять их количество и последовательность в слове; элементарное осознание того, что смена последовательности слогов ведет к изменению смысла слова (мышка – камыш) или к образованию бессмыслицы; представления о способах выделения ударного слога в слове, словоразличительной роли ударения (за’мки – замки’).
Звуковой анализ слова. Формировать: умение определять последовательность звуков в слове, элементарное осознание словоразличительной роли звука (мак – рак, дом – дым, лев – лес); представление о гласных и согласных звуках, твердых и мягких согласных звуках.
Подготовка руки к письму
Цель: формирование графических умений, развитие изобразительного творчества.
Задачи: способствовать овладению воспитанниками графическими средствами и способами изобразительной деятельности; совершенствовать технику рисования; содействовать самовыражению ребенка посредством изобразительной деятельности.
Простые линии. Формировать (развивать) умения: держать карандаш (ручку или фломастер), свободно, легко производить им движения в различных направлениях, совершать равномерное движение руки под контролем зрения, регулировать силу нажима на карандаш или фломастер, проводить линии неотрывным способом; выполнять правила штриховки: не выходить за контур, наносить линии в одном направлении, соблюдать расстояние между ними (не более 0,3–0,5 см); рисовать изображения, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые линии, замкнутые формы, тренировать руку в проведении параллельных линий при самостоятельном определении направления линий и соответствующего им движения руки (сверху вниз, слева направо).
Сложные линии. Содействовать накоплению графического опыта. Формировать (развивать) умения: использовать линии более сложной конфигурации, воспроизводить узоры по клеточкам, самостоятельно декорировать предметные изображения предложенными элементами, в том числе элементами буквенных знаков; плавного, равномерного чередования и изменения движений руки под контролем зрения; закрашивать и штриховать, не выходя за контур изображения, выдерживать направление линий до заданного места, произвольно делать остановку, понимать опорную линию; ориентироваться в пространстве, точно подсчитывать клеточки, следовать заданному пространственному расположению, определять расстояния между фигурами, употреблять соответствующие пространственные термины.
Рисунки и узоры. Развивать умения: располагать графические элементы на плоскости, правильно определять направления линий и движения руки, передавать конфигурацию элементов узора с учетом ритма, симметрии; использовать графические элементы разной сложности: образные, конкретные изображения и условные (использование точек, штрихов, графем), комбинировать петельные, зигзагообразные, спиралевидные элементы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВОСПИТАННИКОМ ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ
УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательная область «Ребенок и общество»
- Называет домашний адрес, имя, отчество, фамилию свою, взрослых, номер домашнего телефона.
- Выражает (вербально) свои эмоциональные состояния, переживания, чувства, поступки («я рад», «я сердит» и др.), оценивает их с позиции моральных норм (хорошо – плохо).
- Осознает значение семьи в жизни человека, рассказывает о своей семье, доме, совместном отдыхе и др., проявляет любовь к родителям.
- Самостоятельно выполняет гигиенические процедуры, правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), соблюдает правила приема пищи и поведения за столом.
- Выполняет правила сохранения и укрепления здоровья (соблюдает распорядок дня, употребляет продукты, полезные для здоровья и др.).
- Различает признаки хорошего и плохого самочувствия, обращается за помощью к взрослому при плохом самочувствии, осознает важность оказания первой помощи (под наблюдением взрослого).
- Выполняет правила безопасного поведения в быту, на улице, в природе, соблюдает правила дорожного движения (переходит проезжую часть по пешеходному переходу и др.), осознает последствия при невыполнении правил поведения в потенциально опасных для жизни и здоровья ситуациях (при пожаре – не прятаться, звать взрослых на помощь и др.).
- Соблюдает правила поведения, культуры общения в обществе сверстников, налаживает с ними дружеские взаимоотношения: играет вместе, помогает, подчиняется общим интересам и правилам и др., разрешает конфликты мирным путем (договаривается, извиняется, обращается ко взрослому и др.), применяет способы элементарного самоконтроля и саморегуляции во взаимоотношениях с окружающими сверстниками и взрослыми (ведет себя спокойно, сдерживает свои негативные побуждения).
- Называет родной город (поселок), страну, ее столицу, их достопримечательности, природные символы Беларуси (зубр, аист, цветок льна и др.), понимает их значение.
- Определяет географическое расположение Республики Беларусь на карте, называет, с какими государствами граничит.
- Называет государственные символы Республики Беларусь (флаг, герб, гимн), знает правила поведения на церемонии подъема Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь, людей, прославивших Беларусь.
- Различает и называет белорусские народные промыслы (ткачество, гончарство, соломоплетение, резьба по дереву), предметы декоративно-прикладного искусства Беларуси (изделия из льна, глины, соломки, лозы и др.), компоненты национального костюма, блюда народной кухни.
- Узнает и называет предметы, облегчающие труд взрослых: выделяет их признаки, функции, предназначение.
- Называет профессии людей (воспитатель, учитель, строитель, обувщик, художник, библиотекарь и др.), их орудия труда, понимает значимость результатов их труда для семьи, города.
- Называет предприятия Беларуси по производству одежды, обуви, мебели, бытовой техники и т.д.
- Применяет основные экономические понятия (деньги, бюджет, цена и др.), устанавливает причинно-следственные связи между понятиями «труд» – «продукт» – «деньги», различает деньги по внешнему виду, по ценности, названию.
- Проявляет активность в совместной игре со сверстниками, умеет организовать игру, согласовывает игровой замысел и выбор роли со сверстниками (считалка, жребий), учитывает свои интересы и интересы партнера, решает конфликты в игре на основе мирного соглашения, действует в соответствии с игровым замыслом и правилами.
- Проявляет самостоятельность в разных видах трудовой деятельности (самообслуживании, хозяйственно-бытовом труде, труде в природе, ручном труде), целостно выполняет трудовые действия, осуществляет самоконтроль; испытывает чувство удовлетворения от качества результатов своего труда, бережно относится к результатам своего труда, труда сверстников и взрослых.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Познавательная активность
- Проявляет любознательность, познавательные интересы к явлениям природной, предметной и социальной среды, недоступным внешнему наблюдению.
- Проявляет самостоятельность и настойчивость в познавательно-практической деятельности, установлении причинно-следственных связей, инициативу в решении познавательных задач.
- Проявляет избирательный интерес к коллекционированию и другим видам детской деятельности.
- Проявляет устойчивый интерес к определенной области познания (природа, музыка, техника), разнообразные интеллектуальные чувства и эмоции (удивление, сомнения, любопытство, огорчение при неудачах, восторг при неожиданных открытиях и др.).
- Задает взрослым и сверстникам большое количество разнообразных вопросов: определительные (Девочки любят играть с куклами?, А сосулька сладкая?), причинные (Почему корова ест зелёную траву, а молоко у неё белое?, Зачем делают прививки?), вопросы-гипотезы (Курица клюет кота, потому что он хотел съесть цыплят?).
- Развитие сенсорных процессов (ощущение и восприятие) Владеет анализирующим восприятием, наблюдением.
- Обследует предметы последовательно и системно, использует как свои способы обследования, так и рациональные приемы, приобретенные в процессе взаимодействия со взрослым при познании предметов, сравнении их функций.
- Дифференцирует сенсорные эталоны (различает цветовые тона по шкале светлоты, выделяет промежуточные цвета, ориентируется в вариативности геометрических форм, различает по пропорциям, величине и количеству углов и др.).
- Ориентируется и определяет временную последовательность в неразрывной связи с деятельностью.
- Проявляет эмпатию ко взрослым и сверстникам, описывает эмоциональное состояние окружающих по внешним проявлениям: мимике, пантомимике, позе, голосовой интонации (радость, гнев и др.).
- Определяет и называет расположение в пространстве собственного тела и окружающих предметов.
Развитие памяти и внимания
- Сосредоточивает целенаправленно и длительно внимание на отдельном объекте при отвлечении от всего остального в течение 20 и более минут (концентрация и устойчивость внимания).
- Называет изменения и их причины в предметном и природном мире.
- Выделяет из общего фона 6–7 однородных объектов (объем внимания).
- Переключает внимание с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой, между малоизвестным видом деятельности и знакомым (распределение внимания).
- Запоминает при помощи образно-зрительной памяти и на слух 5–7 объектов, при использовании приема смысловой группировки – 9 и более объектов.
- Использует для запоминания различные приемы: создания внешних опор (подсчет, ассоциация, мнемосхема, группировка); создания смысловых опор (классификация, достраивание материала, структурирование, аналогия); логического запоминания (подсчет, смысловое соотнесение, смысловая группировка); наглядного моделирования (использование пиктограмм при запоминании слов, зарисовка эпизодов при запоминании сказок, рассказов).
- Владеет произвольной регуляцией внимания и процессов памяти (вспоминает желаемое, проговаривает про себя и вслух план действий).
- Рассказывает и детально описывает образы всех видов памяти (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные и эмоциональные).
- Применяет приемы самоконтроля при запоминании, сохранении и воспроизведении материала (повторяет, исправляет свои ошибки).
Развитие мышления
- Обобщает понятия, называет общие свойства предметов и явлений, устанавливает причинно-следственные связи и зависимости между ними (снег в тепле тает, становится водой – моя варежка стала мокрой, потому что на ней был снег, который нагрелся от моей руки и растаял).
- Осуществляет мыслительный анализ: выделяет детали и систему признаков (свойств) объектов (воспринимая предмет или явление; воспроизводя образ объекта по памяти).
- Устанавливает сходство и различие между объектами; выделяет существенные признаки сравниваемых объектов; выполняет многостороннее (полное, по всем признакам) сравнение объектов.
- Группирует объекты по заданному признаку с опорой на зрительный образец и на представления, по самостоятельно найденному основанию, определяя основание объединения в группу заданной совокупности объектов, классифицирует объекты по обобщающему слову.
- Устанавливает закономерности с опорой на зрительный образец.
- Устанавливает разные отношения между предметами и объектами: противоположности; последовательности; функциональные: род – вид; целое – часть; причина – следствие.
- Выполняет сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности.
- Выявляет и называет разнообразные противоречия в явлениях природы (ранним летним утром нет росы на траве), предметном мире (нож не режет), наблюдаемых проявлениях социальной жизни (сверстник берет игрушку без спроса).
- Выбирает самостоятельно разные способы экспериментирования (что предпринять, когда «тормозит» игрушечный поезд: попробовать самому или спросить у папы).
- Принимает и понимает учебные интеллектуальные задачи.
Развитие воображения
- Произвольно и самостоятельно создает образы воображения.
- Сочиняет развернутые и последовательные истории.
- Сочиняет и воображает в различных видах деятельности.
- Проявляет творческую инициативу во всех видах деятельности.
- Применяет широкий круг замещающих действий, образов, символов (перевоплощений в игре, театральной деятельности, привычной бытовой деятельности, сочинительстве собственных историй).
- Использует различные приемы создания образов в воображении (комбинирование, типизация, смешение признаков, акцентирование, преувеличение, преуменьшение, уподобление).
- Отличает вымысел от реальности.
- Считает количественным и порядковым счетом до 10, соблюдая правила.
- Определяет порядковое место объекта.
- Называет состав чисел от 1 до 5 из единиц и чисел от 1 до 10 – из двух меньших.
- Использует способы измерения величины линейных протяженностей (длина, ширина, высота) и объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной мерки.
- Различает и называет геометрические и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр, конус), обобщенное понятие «четырехугольник».
- Определяет связи и отношения между смежными числами.
- Различает и использует знаки «больше», «меньше», «равно».
- Группирует и классифицирует предметы по одному-трем признакам.
- Распознает и называет части суток, дни недели, времена года, их последовательность по словесному описанию, изобразительной наглядности, опыту собственной деятельности, наблюдений явлений природы, с помощью модели.
- Ориентируется на листе бумаге, в знакомом окружающем пространстве, двигается в заданном направлении, использует наглядные модели.
- Обозначает последовательность с помощью стрелки.
Образовательная область «Ребенок и природа»
- Называет признаки, характерные для живых существ, и их проявления у растений и животных.
- Называет признаки сезонных изменений в неживой природе; мире растений; мире животных.
- Называет способы использования органов чувств для познания окружающего мира.
- Узнает и называет растения, группирует их по разным признакам: жизненной форме (трава, куст, дерево), строению листьев (лиственные, хвойные), отношению к человеку (культурные, дикорастущие), способу использования (пищевые, лекарственные, декоративные), месту обитания (лес, луг, водоем, сад, поле, огород, цветник, комната); растения разных климатических зон (пальмы, ананасы, апельсины и др.).
- Узнает и называет животных, группирует их по разным признакам: классам (птицы, рыбы, звери, насекомые); месту обитания (лес, луг, водоем и др.), способу передвижения (бегающие, летающие, прыгающие, плавающие и др.); природно-климатическим зонам (белый медведь, тюлень, пингвин, жираф, слон, обезьяна и др.).
- Применяет разные способы ухода за растениями и животными в соответствии с их потребностями.
- Выделяет и называет особенности строения органов чувств: глаза (веки, ресницы), нос (крылья носа, ноздри), ухо (ушная раковина, слуховой проход).
- Выделяет и называет свойства объектов и явлений неживой природы: песок, камни, глина, вода, воздух, гроза, радуга, снег и др.
- Различает и называет фазы Луны (растущая Луна, Полнолуние, стареющая Луна), созвездия на небе (например, Большая Медведица, Малая Медведица).
- Называет правила взаимодействия с домашними, бездомными, дикими животными, комнатными растениями и растениями в природной среде, с предметами неживой природы.
Образовательная область «Развитие речи и культура речевого общения»
- Называет значения многозначных слов разных частей речи.
- Различает обобщающие понятия.
- Вербально выражает результат сопоставления предметов и явлений по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу, качеству.
- Употребляет слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
- Образовывает формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов, родительного падежа имен существительных.
- Образовывает имена существительные с увеличительными, уменьшительноласкательными суффиксами.
- Находит однокоренные слова среди предложенных слов. Подбирает однокоренные слова.
- Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания, условий общения.
- Различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие изолированные, в словах и фразовой речи, не называя терминов.
- Дифференцирует пары звуков [з] – [с], [ц] – [с], [ж] – [ш], [ч] – [щ], [л] – [р].
- Составляет предложения разных типов.
- Подбирает слова и фразы, сходные по звучанию.
- Пересказывает художественный текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.
- Составляет самостоятельно описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины, придумывает название рассказу в соответствии с содержанием; составляет повествовательный рассказ или сказку об игрушках; рассказы из личного опыта.
Адукацыйная галіна «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»
- Называе словы – назвы прадметаў, якія акружаюць: цацак, вучэбных прылад (аловак, пэндзаль, сшытак), посуду, мэблі, адзення, хатніх рэчаў (гадзіннік, дыван, канапа), жывёл (вавёрка, трус, матылёк), садавіны і агародніны (цыбуля, бульба), іх колераў (ружовы, блакітны), якасцей (прыгожы, дужы, смачны, добры, дрэнны), дзеянняў (глядзець, бачыць, сустракаць, расці).
- Называе словы рускай і беларускай моў, якія супадаюць або падобныя па вымаўленні, але маюць рознае лексічнае значэнне (неделя – нядзеля, диван – дыван).
- Называе традыцыйныя беларускія формы імёнаў (Алесь, Уладзя, Ян, Янка, Таццянка, Кастусь, Аленка).
- Называе формы ветлівасці на беларускай мове.
- Правільна вымаўляе спецыфічна беларускія гукі: [дж], [дз’], [ц’].
- Правільна вымаўляе фрыкатыўныя [г], [г’]; заўсёды цвёрдыя гукі [ч], [р], гукаспалучэнне [шч], ізалявана (у гукапераймальных словах), у словах і фразах; гук [ў] у словах і фразах.
- Правільна вымаўляе словы з падоўжанымі зычнымі (калоссе, варэнне); выразна вымаўляе ненаціскныя галосныя.
- Правільна вымаўляе рускія і беларускія словы, падобныя па гучанні (зверек – звярок, ночь – ноч).
- Утварае словазлучэнні, правільна дапасоўваючы прыметнікі да некаторых назоўнікаў (доўгі цень, белае казляня, вясёлы гармонік).
- Утварае і называе словы, якія абазначаюць прыналежнасць (ляльчын, татаў, Алесеў, цётчын).
- Утварае і называе прыслоўі (уранку, узімку).
- Утварае і называе словы, якія абазначаюць назвы маладых істот (мышаня, тыграня, жарабя).
- Утварае і называе словы са значэннем адзінкавасці (бульба – бульбіна, морква – морквіна).
- Ставіць пытанні з дапамогай часціц ці, хіба.
- Называе прыназоўнікі, словазлучэнні з прыназоўнікамі у, да (у лес, да сябра), злучнік але.
- Правільна ўжывае спецыфічна беларускія марфолага-сінтаксічныя звароты (баліць каму, хварэць на што, хадзіць у грыбы, у ягады, дзякаваць каму, смяяцца з каго).
- Пераказвае кароткія казкі і апавяданні – як знаёмыя, так і ўпершыню пачутыя.
- Апісвае сітуацыю, вырашае пэўную камунікатыўную задачу – просьба, распавяданне, тлумачэнне.
Образовательная область «Подготовка к обучению грамоте»
- Различает и правильно использует термины: «предложение», «слово», «слог», «ударный слог», «звук», «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук», «ударный гласный звук», «безударный гласный звук».
- Подбирает и называет слова с разной длительностью звучания, похожие и непохожие по звучанию, подбирает слова с заданным звуком.
- Делит двух-, трехсложные слова на слоги.
- Определяет словесное ударение и его место в структуре анализируемого слова.
- Произносит слова с постоянным и перенесенным ударением.
- Делит на слова и составляет предложения из 2–4 слов без предлогов и союзов.
- Проводит звуковой анализ трех-, четырех-, пятизвуковых слов различной звуковой структуры.
раскрыть » / « свернуть